Премия Рунета-2020
Тюмень
+4°
Boom metrics
НовостиОбщество15 июня 2015 13:46

Выступать легко

Секреты успешных речей знает Ирина Баржак

Даже самый косноязычный человек может стать отличным оратором, уверена руководитель проекта «Институт публичных выступлений» Ирина Баржак. О том, как перевоплотиться из волнующегося заики в великолепного ритора она рассказывает на тренинге «Волшебная кнопка против волнения и другие принципы успешного выступления».

В Тюмени эта форма обучения обрела популярность у бизнесменов, топ-менеджеров, руководителей среднего звена и студентов, а затем вышла далеко за пределы области. О том, существует ли на самом деле такая «волшебная кнопка» Ирина рассказала нашему корреспонденту.

- Ирина, неужели существует некая волшебная кнопка, способная выключать волнение?

- Безусловно. И все участники убеждаются в этом на тренинге на очень простых примерах. Но для того, чтобы научиться «включать» эту кнопку необходимо работать над собой и учиться.

- Открой же секрет, где она находится?

- Конечно, в голове. На самом деле «волшебной кнопкой» я называю цель выступления. Или его сверхзадачу. Ее обязательно необходимо поставить перед любым выступлением на публике. Артистам в театре или кино ее ставит режиссер, и в этот момент они концентрируют свое внимание только на достижении цели. Их не заботит то, как они выглядят в этот момент, комфортно им или нет, они как пущенная стрела: напряжены, сосредоточены и сконцентрированы только на достижении. И тогда волнение отступает на второй план, становится просто фоном выступления.

Перед тем, как сесть за написание книги, я опрашивала всех своих друзей и коллег на тему «каким было ваше первое выступление». Почти все описывали одинаковое состояние: волнение, пересохшее горло, дрожащий голос, потные ладони, подкашивающиеся ноги и проч. И только одна девушка из всех рассказала, что ее первое выступление, первый доклад в институте был победным. Она ждала этого дня, чтобы разбить в пух и прах устоявшиеся гипотезы и у нее получилось! Ее провожали аплодисментами. Ее удивил вопрос «волновалась ли ты?», ответ :«не помню, похоже, что нет».

Когда у нас нет цели – мы сосредоточены на самих себе, на том как выглядим, как и что говорим, как мы себя при этом чувствуем. Именно в такие моменты нас волнение накрывает с головой. Не скрою, несмотря на большой опыт выступлений, если я не ставлю цель – волнение возвращается.

- То есть «кнопка» работает не всегда?

- Всегда, если ее включать «в сеть». Поставить цель – не значит декларировать «донести до молодежи подлинную красоту патриотизма», отнюдь. Цель нужна скорее для себя самого, и она должна обладать следующими характеристиками: должна быть волнующей, греющей эмоциональной и выражена действенным глаголом. Такие глаголы впервые описал Станиславский в своей системе, их много: убедить, доказать, перетянуть на свою сторону и др. Список «подсказок» я предлагаю всем слушателям «Института публичных выступлений».

В режиссуре существует такое понятие, как «объект внимания». Если во время выступления объектом внимания является то, как я говорю, как выгляжу, как на меня смотрят – мандраж накрывает с головой. Но в ту секунду, когда перед выходом на публику докладчик переносит внимание с себя на зрителей, иногда на кого-то конкретного, срабатывает «выключатель волнения», та самая «волшебная кнопка». Человек сразу становится убедительным, эмоциональным, заразительным. Во время деловой игры я то даю выступающим цель, то отбираю ее. Этот прием помогает наглядно продемонстрировать, как с исчезновением цели пропадают также убедительность, обаяние и харизма докладчика. Могу сказать, что совсем избавиться от возбуждения, вызванного публичным выступлением, безусловно, не получится. Волнение, как правило, остается легким фоном. Но оно уже не мешает: не сковывает движения, из-за него не пересыхает в горле, не трясутся колени, не дрожит голос. Поставить цель – самое сложное. Дальше все идет гораздо легче. Достаточно соблюдать остальные девять правил, а они просты.

- Откроешь их для читателей?

- Конечно, в них нет ничего сверхсекретного. Не я их придумала – лишь обобщила опыт своей театральной жизни и телевизионной практики, чтобы помочь своим коллегам. Например, нужно расставлять в докладе так называемые «заманушки». То есть использовать слова-маркеры «мы сейчас забежали вперед, обо всем по порядку», «об этом чуть позже», «об этом – в финале моего доклада». Их должно быть не менее трех в одном докладе. И тогда зритель из любопытства будет продвигаться вместе с вами все дальше, испытывая интерес к тому, что же еще вы ему расскажете.

Но думаю, за время интервью мы не сможем полноценно раскрыть все принципы. Для того чтобы все стало понятным, я написала книгу «Волшебная кнопка против волнения и другие принципы успешного выступления». Отрывки из нее можно прочесть в моем блоге на сайте orator72.ru.

- Тогда расскажи подробнее о своем проекте, на кого он направлен? Как и когда появился?

- На днях просматривала свои старые презентации, оказалось, что самый первый тренинг я провела еще в 2012 году. Но тогда даже не было названия «Институт публичных выступлений».

Это был мой первый порыв, чтобы помочь своим коллегам. Работая в ИТ-сфере заметила, что талантливые, обаятельные, невероятно умные ИТ-руководители теряются на сцене и становятся какими-то бесцветными, тусклыми, выступают скучно, долго и неинтересно. Я знала, как им помочь и поэтому разработала для них презентацию, снабдила ее деловыми играми и преподала коллегам. Им понравилось, и они потребовали продолжения. Так появился второй модуль, а за ним третий и четвертый. А затем слава о тренинге начала распространяться среди единомышленников – меня пригласили выступить на Международном ИТ-форуме в Ханты-Мансийске, затем - в ИТ-департамент ОАО «Сургутнефтегаза», Бизнес-инкубатор Тюменского технопарка проявил интерес к проведению цикла тренингов для предпринимателей-инноваторов и тд. Так появился на свет проект «Институт публичных выступлений». Придумать название мне помог известный маркетолог Игорь Качалов (г. Москва) в беседе на одном из форумов, у него это получилось легко, мимоходом, но его добрый совет стал для меня очень важным. С тех пор довольно часто по выходным или по вечерам провожу тренинги для бизнесменов, политиков, студентов и всех, кому нужно уверенно выступать на публике.

- На тренинг стремятся попасть новички или бывают и опытные спикеры?

- Самое удивительное, что наибольший процент слушателей - опытные топ-менеджеры, которые регулярно выходят к зрителям защищать свои проекты либо рассказывать о новинках. Именно успешных людей отличает желание учиться и совершенствовать свои выступления. На днях один из директоров компании «Этажи» удивил меня тем, что он проехал 400 км. чтобы вовремя прибыть на тренинг. Речь шла о субботе ранним утром. Для меня это было равносильно подвигу.

А от одного из слушателей, директора московской консалтинговой компании Александра Михайлова, мне поступила просьба - сделать экспресс-аудит его выступления. Так родилась новая услуга. Сейчас можно заказать не только тренинг, и обратную связь по поводу доклада на конференции. Эти люди меня удивляют и восхищают. Они знают, что у них неплохо обстоят дела с публичными выступлениями, но готовы учиться, воспринимать новую информацию, чтобы стать еще лучше и эффективнее.

- Сейчас появилось очень много бизнес-тренеров . И практика сотрудничества со многими из них показывает, что они мало чем помогают…

- Честно скажу, это было одним из сдерживающих факторов для меня, чтобы заниматься тренингами. Само слово бизнес-тренер уже звучит иногда как ругательное. Мне очень часто хотелось «отряхнуться» от этого определения, но пока лучшего никто не придумал. Мы обсуждали этот вопрос с екатеринбуржским бизнес-тренером Анной Печеркиной, и она направила мои мысли в нужное русло: мол, должны же быть профессионалы, среди этих «псевдотренеров». И они действительно нужны. Сейчас, когда люди мне рассказывают о том, каким приемам их учили, чтобы лучше выступать, мне иногда становится неловко за коллег. Мол, представьте своих зрителей сидящих на горшках и прочие инсинуации. Это несерьезно. Хотя не исключаю, что может помочь одному конкретному человеку в одном конкретном случае. А ведь люди заплатили деньги, чтобы услышать эти знания. Мое первое образование режиссура и актерское мастерство именно поэтому я уверена, что имею право преподавать публичные выступления, в противном случае даже не стала бы браться за эту тему.

У артистов, как и у представителей других профессий, есть свой инструментарий, благодаря которому они могут вызывать у зрителей определенные реакции. Я, в свою очередь, стараюсь дать выжимку из того, чему научилась за время учебы на кафедре режиссуры. Когда-то К. С. Станиславский собрал все знания в одну систему, и она многие годы безошибочно помогает артистам. Для тех, кому некогда 5 лет изучать актерское мастерство, читать все 9 томов написанные мэтром, я преподношу выжимку из этих знаний, от себя в эту практику я добавляю лишь то, чему научилась на телевидении и подсмотрела у метров. Это реальные, работающие эффективные инструменты.

- Слышала, что ты, в отличие от прочих бизнес-тренеров, не рекомендуешь смотреть свое выступление по видео. Почему?

- А вспомните, хотя бы один спектакль или концерт, который вы посмотрели в зале, а затем просмотрели на видео. Отличается ли эффект? Эмоции? Можете ли вы понять тех людей, которые под музыку с места сорвались танцевать где-то в Кремлевском дворце? Единственный вид искусства, который почти ничего не теряет на видео – балет. Все, что связано со словом – на видео запечатлевается лишь на 10-30% нужного эффекта. С нашими выступлениями точно также.

Главное, когда вы выступаете – происходит не на сцене, и не в зрительном зале. Главное - это электричество между спикером и публикой. А именно оно не попадает в кадр. Зато на видео отлично видно как торчат мои уши, как разлохматились мои волосы, как сбилась одежда, какая я толстая, как я глупо смеюсь и проч. Это лишь усиливает мои комплексы и после просмотра видео ни одному нормальному человеку не хочется выходить на сцену еще раз. А иногда бывает, что на видео мы видим прекрасного спикера, с красивыми движениями, прекрасным голосом и восхитительными интонациями, но зритель в этот момент спит… Поэтому оценивать свое выступления лучше по 10 критериям и зрительскому вниманию.

- Скажи, неужели за 2-3 часа можно научить людей выступать на публике?

- Как правило, я начинаю обучение со слов «научить ничему нельзя, можно только научиться». Безусловно, три часа (полтора часа теории и полтора практики) – это мало, но достаточно, чтобы обозначить общее направление движения. Однако, как правило, даже самые занятые люди просят в итоге увеличить время тренинга либо посещают дополнительные модули с другой группой.

Самыми эффективным я считаю курс обучения в 2-3 дня с одним коллективом. За это время мы успеваем не только разобрать теорию, но и в игровой форме попрактиковаться, попробовать новые роли, разобрать и отрепетировать будущие доклады. Придумать для них истории, образы, героев. Моя цель – вдохновить. Проработать ошибки и снова вдохновить. И когда человек начинает чувствовать вкус к выступлениям и получает от них удовольствие вместо трясущихся рук – это наша общая победа.

- Каждого ли человека можно научить выступать на публике или это возможно только при наличии у него определенных задатков и опыта?

- Знаешь, в этом мире зачастую самыми великими ораторами становились те, у кого на это было очень мало шансов. Например, Демосфен – небольшого роста, шепелявый, неказистый, с нервным тиком и тихим голосом. Он поставил перед собой цель стать хорошим оратором и добился своего, войдя в историю. Человек без рук и ног Нин Вуйчич благодаря публичным выступлениям, вдохновляя миллионы людей по всему миру, стал миллиардером. Часто слышу от разных людей « у меня нет данных, у меня нет таланта» и прочие отговорки. Достойно выступать со сцены может абсолютно каждый, нужно лишь этого захотеть. Важно понимать, что сейчас я говорю не об артистах, которые играют роли в театре или кино. Там действительно важен и нужен талант. Речь о докладах на конференциях, перед советом директоров и тому подобным. Без навыка публичных выступлений, умения защищать собственные проекты и отстаивать убеждения сейчас невозможно представить себе ни одного успешного человека. И я снова утверждаю – достойно выступать может каждый. Попробуйте, у вас обязательно получится!